starik_x (starik_x) wrote,
starik_x
starik_x

Categories:

Александр Лобок - Вероятностный Мир


"Вероятностный Мир" - это книжка про один эксперимент в образовании. Эксперимент проходил с 1993 по 2001 год, и заключался в том, что целый класс детей учили вообще без какой бы то ни было учебной программы. Совсем.

Вместо программы было "вероятностное образование": ребенок занимается тем, что ему интересно, педагог - моделирует ситуации, заинтересовывает и направляет. Никаких учебников, никаких оценок, никаких планов.

Увлекательный отчет о том, что из этого вышло, можно скачать и почитать. Единственный, наверное, минус - поскольку это сборник статей под одной обложкой, в книге очень много повторов и пережевываний одного и того же. Поэтому я выбрал наиболее, как мне кажется, характерные цитаты, и собрал их в такой небольшой список:

  1. В сущности говоря, техническая сторона дела состояла в том, чтобы, во-первых, все сколько-нибудь значимые слова и фразы совершающейся в классе детской устной речи превращать в письменную речь, а, во-вторых, создавать такие учебные ситуации, в которых записанная детская речь становилась бы личностно значимой для каждого ребенка в классе.

  2. На наш взгляд, вообще крайне важно предлагать детям какие-то задания, не предлагая никакого определенного алгоритма их выполнения. Нам кажется, что при решении любой задачи может оказаться весьма ценным период, когда ребенок сам барахтается в ее условиях, пытается разобраться в ней «на свой страх и риск», и, в конце концов, изобретает свой - громоздкий и неуклюжий, но зато свой способ решения.

  3. Самая главная задача учителя в описываемой системе образования - не столько учить, сколько создавать у учеников потребность в образовании [...] Учитель здесь выступает в роли своего рода изобретателя ситуаций, в которых у ребенка возникает потребность в переборе вариантов.

  4. глубинная суть письменной речи [...] заключается в том, что она создает своеобразное рефлексивное зеркало, благодаря которому ребенок (а в культурогенезе - человечество в целом) получает удивительную возможность затормозить и ощупать взглядом свою собственную мысль.

  5. фактом эксперимента, построенного на указанной основе стало то, что уже к середине первого года обучения для всех без исключения детей экспериментальной группы стало естественным письменное самовыражение в исключительно сложных в грамматическом отношении формах.

  6. письмо в том виде, в котором его преподают в начальной школе, - это глубоко бессмысленная с точки зрения маленького ребенка деятельность по орфографически грамотной записи некоторого фиксированного набора имеющихся в букваре или учебнике слов.

  7. вряд ли следует говорить, что письменная речь - это "более высокая" ступень в развитии речи; она просто-напросто другая форма речи, и эти две формы речи отнюдь не выстроены в затылок друг другу, и одна из них не является основанием для другой - они обладают как бы равнозначимой ценностью.

  8. Я наивно полагал, что если у ребенка, переходящего в среднее школьное звено, сформирована мощная самообразовательная потребность, среднее школьное звено сумеет без особого труда адекватно на эту самообразовательную потребность ребенка ответить... А ведь на самом-то деле главная беда нашей средней школы в том и состоит, что она совершенно не заинтересована в реальных самообразовательных потребностях ребенка [...] но заинтересована исключительно в том, чтобы навязать ребенку некоторое чуждое ему образовательное содержание.

  9. способность письма - это вовсе не способность руки. Таковой она выглядит лишь в том случае, если мы сводим письмо к переписыванию чужих текстов. Однако действительная проблема письма состоит в том, чтобы перевести имеющееся в моей голове содержание в план письменной речи. И в этом смысле огромное количество людей, которые научились в школе переписывать, так и не выучились писать.

  10. Как счастливы оказываются те дети, которым повезло научиться читать в дошкольном детстве самим, и как несчастны те, для которых чтение с самого начала оказывается [...] публичной пыткой, где звук и интонации собственного, не умеющего еще собой владеть голоса, превращают любой читаемый текст в нечто достаточно мерзкое и отвратительное.

  11. Вероятностный принцип означает, что высшей ценностью учебного процесса является не уравнивающая всех истина, а сам мир мнений, сам мир вариантов, которые появляются на свет божий в процессе диалога учителя с учениками.

  12. создается зеркало для бытовой речи ребенка, когда каждую произносимую им фразу учитель повторяет за ним как эхо и записывает на листке бумаги или на школьной доске. И тогда ребенок оказывается вынужден тормозить свой речевой поток, ибо, в противном случае, его просто не успеют записать. [...] педагог ни в коем случае не становится редактором детской речи. Он - всего лишь зеркало. И тогда неизбежно и очень скоро наступает момент, когда ее редактором становится сам ребенок.

  13. каждый ребенок, приходящий в школу, обладает гигантскими запасами слов, вытаскиваемых им из окружающей лингвистической среды. Однако он совершенно не умеет этими гигантскими запасами пользоваться, поскольку в его повседневной жизни абсолютное большинство этих слов никому не нужно: бытовая внутрисемейная или внутридворовая лексика сводится к трем-четырем сотням слов. А реальное количество слов, которыми может пользоваться семилетний ребенок - тысячи.

  14. только сейчас я понимаю, до какой степени я был неосторожен и наивен, публикуя детские тексты [...] в массовой педагогической прессе. Ведь наши учителя привыкли, что все, что пишут маленькие дети, так или иначе навязано учителем. И когда им на глаза попадались тексты, в которых семилетний ребенок писал о «страдающей душе» или о «двенадцати пятнах крови» на своем лице, - они были абсолютно уверены, что делается это с подачи учителя. [...] Но что в таком случае делает маленький ребенок, когда он берет в руки краски или фломастеры и начинает рисовать? Спрашивает ли он у взрослых, на какую тему ему рисовать? Конечно, нет. [...] И если ребенок рисует зубастых чудовищ, которые пожирают друг друга, или в его рисунках преобладают черные краски [...] что должен сделать учитель в такой ситуации? Запретить рисовать зубастых чудовищ? Спрятать от ребенка черную краску? Или помочь ребенку с его психологическими проблемами - и тогда характер рисунка сам изменится?

  15. Если в обычной школе траектории образовательного развития различных классов принципиально совпадают (будучи заранее прочерчены силовыми полями учебной программы), то в классах вероятностного обучения мы имеем дело с существенно различными траекториями развития различных классов как целостных учебных организмов. Совпадают лишь стратегические задачи (учебные и психологические), решаемые учителем и учениками на разных этапах учебного процесса и арсенал средств, с помощью которых решаются эти задачи.

  16. Образование - это не просто процесс погружения в учение, погружения в учебную деятельность, а процесс формирования некоей личностной, интеллектуальной, духовной и т.п. целостности учащегося, позволяющей охарактеризовать его как образованного человека в соответствии со стереотипами [...] существующими в данной культуре.

  17. На протяжении долгого периода существования школы смысл образованности виделся исключительно в той или иной форме обученности. Разница во взглядах сводилась при этом к тому, чему именно должны были быть обучены дети [...] Однако, когда я говорю о смене школьной онтологии, я имею в виду вовсе не банальное для европейской образовательной традиции обновление предметного содержания школы. Я говорю о существенно другом. Я говорю о возможности такого образования, которое вообще не является обучением [...] а осуществляется как самореализация личности ребенка в ее диалоге с культурой.

  18. Почему у некоторых руководящих инстанций возникает сегодня резкий протест против вложения денег в инновационный поиск - понятно. Ведь раньше было как: есть строгая последовательность изложения учебного материала, и чуть уклонился в сторону - можно поставить вопрос «о соответствии". Как удобно для контроля и для самоутверждения по принципу "я начальник - ты дурак!.." А теперь авторских программ так много, что у различных высоких инстанций голова идет кругом. А это значит, что уходит привычная почва из-под ног, теряются надежные инструменты, с помощью которых раньше можно было прищучить не устраивавшего тебя учителя.

  19. только к концу второго класса я впервые предложил классу такую форму работы как чтение вслух. При этом читать они должны были отнюдь не адаптированные детские тексты, а весьма и весьма непростые [...] сами копались в большой стопке предложенных педагогом книг и выбирали те тексты, которые по тем или иным причинам казались им интересными. Естественно, что в результате у всех оказывались разные тексты [...] каждый ребенок оказывался в положении первооткрывателя: он читал строчки, заведомо не знакомые всем остальным детям в классе, а, значит, он не просто читал, а выполнял некую культурную миссию. Тогда как обычно никакой миссии нет: каждый ребенок читает вслух то, что другим детям и так хорошо известно, а потому, по большому счету, его чтение обессмысленно.

  20. у нас на каждой парте обязательно лежат ожеговский "Толковый словарь" и "Современный словарь иностранных слов", чтобы дети сами копались в словарях и выискивали слова, которые им незнакомы.

  21. То, что наш экспериментальный класс станет когда-нибудь пятым, т.е. перейдет в среднее школьное звено, честно говоря, долгое время не верилось. [...] Но чем дальше шел и углублялся наш эксперимент, тем более открывалась простая истина: нельзя останавливаться на полпути. Надо разобраться, что будет дальше [...] Попытка введения в учебный процесс стандартных школьных учителей и стандартных школьных программ для пятого класса (например, по биологии или по математике) с очевидностью продемонстрировала, что дети экспериментального класса не хотят подлаживаться под стандартные схемы образования, а учителя среднего звена не хотят и не способны подлаживаться под этих детей.

  22. Есть на самом деле всего две вещи, за которые должна нести ответственность школа перед обществом. Во-первых, она должна нести ответственность за то, чтобы у ребенка оказалась сформирована потребность (причем речь идет о потребности, которая не угасает по окончании школы) к ведению развивающегося диалога с миром культуры, в том числе – с тем неисчерпаемым миром знаний, которыми наполнена эта культура [...] во-вторых, у ребенка должна быть сформирована нравственная и гражданская ответственность – ответственность перед собой и обществом за то, что он делает в этом мире.

  23. не надо обладать большим прогностическим талантом, чтобы понять: сегодняшние тенденции развития компьютерных обучающих программ вкупе с бурным развитием Интернета полностью дезавуируют идею школы как единственно возможного (и наиболее эффективного) "места обучения". Компьютерные обучающие программы уже сегодня способны решать ВСЮ совокупность традиционных для общеобразовательной школы учебных задач: от формирования каллиграфии и умения читать (в начальных классах) до становления самых сложных понятийных структур [...] увы, следует признать, что собственно обучающий (именно обучающий, а не образовательный в широком смысле этого слова) потенциал любого учителя (даже если это далеко не средний учитель) не может идти ни в какое сравнение с обучающим потенциалом компьютерных программ и сетей.

  24. ведя свою титаническую борьбу за знания, школа разучает детей быть счастливыми (так, как они умеют быть счастливыми в дошкольном возрасте) и прививает им выморочные образы счастья - например, счастье от пятерки.

  25. школа готовит к институту, но никак не к жизни. А те знания, умения и навыки, которые дает школа [...] не переживаются учащимися как свои собственные, а воспринимаются как чужие, чуждые, навязанные извне, и нужные исключительно для сдачи экзаменов [...] связано это прежде всего с тем, что ребенок входит в мир школьного знания не по своей собственной, индивидуально-вероятностной траектории, а по чужому и чуждому сценарию единой для всех учебной программы.

  26. [при вероятностном образовании] ребенок не осваивает заранее запланированный учебный материал, а просто путешествует, предъявляя результаты своего путешествия в различных культурно-значимых формах. При этом задача педагога состоит не в том, чтобы быть учителем, проводником, экскурсоводом в этом путешествии, а в том, чтобы быть консультантом, помощником. Маршрут пролагает сам ребенок [...] не требуется, чтобы он научился воспроизводить некий материал, именуемый «учебным», но требуется, чтобы он научился быть самим собой, научился делать свой, интеллектуальный и нравственный выбор и научился идти по траектории, которую никто заранее не проложил, и которая является его собственной культурной траекторией [...] Естественно, что в процессе этого вероятностного движения педагог вводит те или иные культурно-информационные ориентиры [...] однако это именно ориентиры, а вовсе не жесткие программные требования. [...] четкий и однозначный прогноз того, какие именно знания в итоге получит ребенок, оказывается невозможен. Вместе с тем, существующая практика вероятностного образования позволяет утверждать, что знаний этих будет много, они будут весьма и весьма разнообразными, а, самое главное - это будут свои, личностно выстраданные и выношенные знания, а не те отчужденно-мертвые знания, которые дает по преимуществу традиционная школа.

  27. педагог вероятностного типа должен обладать двумя фундаментальными умениями. Во-первых, он должен уметь психологически грамотно мотивировать исследовательскую активность ребенка и осуществлять коррекцию этой активности по мере того, как траектория этой активности приобретает самые неожиданные и даже замысловатые очертания. А, во-вторых, должен уметь быть консультантом в ситуациях, к которым он заранее информационно не готов, и которые он должен поэтому «раскапывать» совместно с ребенком.

  28. Кризис в старшем – уже девятом – классе достиг апогея [...] практически все дети начали разбредаться по различного рода «подготовительным курсам», чтобы попробовать поступить в какие-то лицеи или колледжи [...] Явно нарастало напряжение и раздражение у родителей. Мол, творчество и свобода – это все хорошо, но вот каковы шансы детей поступить в институт?

На последний вопрос автор, увы, ответа не дает. В целом ясно, что он "против культа знаний" и "за креатив и самостоятельность" - но по книжке не совсем понятно, как это может сработать.

А так да, эксперимент интересный.

Tags: дети
Subscribe

  • марушка умеет читать

    http://www.youtube.com/watch?v=J0mLay27bVg

  • чешский язык

    По-чешски ahoj означает одновременно "привет" и "пока", а буква h произносится как что-то среднее между "г" и "х", но звук очень особенный,…

  • месяц

    Я входил вместо дикого зверя в клетку, вырастал из пеленок быстрее, чем тесто в кадке, одевал ползунки, чепчики и пинетки, выводил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment